Models of human resources management in Russia and the countries of the Asian region: features and vectors of development
Shirokovskikh S.A.1
1 Институт социальных наук, Russia
Download PDF | Downloads: 8 | Citations: 1
Journal paper
Journal of Central Asia Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 2, Number 2 (April-June 2018)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44644149
Cited: 1 by 26.03.2022
Abstract:
The post-industrial stage of human development marked the turning of attention to man as a generator of unique intellectual products. Never before has the commercialization of an individual's thinking been given as much attention as it is today. In fact, human progress at the post-industrial stage is based on the postulate of the full dominance of intellectual resources as the primary link in the chain of creating the economic value of a product or service. In connection with the mainstreaming of this issue, the management of companies is faced with the need to develop and improve models of human resources management.
Keywords: intellectual capital, human thinking, commercialization, ideas, venture capital investment, business models, management archetypes, progress, technological risks, market challenges and threats
Введение. Роль индивида в процессе создания ценности продукта является одной из самых волатильных величин в истории экономической мысли человечества. С одной стороны, объективно понятно, что без человеческого мышления построение бизнеса и создание самой ценности априори невозможно, с другой стороны, определение его функционально-ролевого положения – крайне субъективированная характеристика, которая может быть искажена в интересах конкретного лица или группы лиц, однако несмотря на множество противоречий в методологии оценки и управления человеческими ресурсами и коммерциализированной частью – интеллектуальным капиталом, вопрос совершенствования бизнес-моделей управления коммерчески эффективным мышлением является стратегической задачей современного бизнеса [2, c. 36-37].
Результаты исследования. Исторический путь вопроса управления человеческими ресурсами начался с исследований А. Маршалла в 1890 г., благодаря которому в понятийный аппарат экономической теории был введен термин «интеллектуальный капитал». Идея Альфреда Маршалла заключалась в попытке количественной оценки вклада индивида в создание некоторого продукта или услуги помимо овеществленного расхода труда, который, по его мнению, в свою очередь, способствовал росту благосостояния всего социума [5, c. 29-30].
Следующий этап развития идеи человеческих ресурсов как коммерческой составляющей был обозначен работами И. Фишера, который в начале XX в. в рамках концепции инвестиционных возможностей предположил, что стоимость капитала не должна ограничиваться только вещественными вложениями и издержками, существуют и нематериальные факторы, которые способны генерировать экономическую добавленную стоимость (в будущем эта идея нашла отражение в теории управления EVA)
Последний этап классической методологии формирования управления человеческими ресурсами был сформирован работами Дж. Хикса и Дж. Гелбрейта, которые в 1939 и 1969 гг. соответственно презентовали исследование проблемы роста удорожания капитала с учетом научно-технического прогресса и проблемы стоимостной оценки нематериальных активов, созданных исключительно усилиями мышления индивидов [5; 9; 12].
Начиная с 70-х гг. активизируется школа количественного управления, благодаря представителям которой появилось исследование на тему «Использование невидимых активов в качестве конкурентных преимуществ бизнеса» за авторством японского экономиста Х. Итами. В его работе были описаны способы оценки источников генерации нематериальных активов с позиции бухгалтера, менеджера и инвестора. С учетом авангардности направления эконометрического моделирования его методики получили достаточно широкое распространение как на территории Азии, так и в США (рис. 1).
Рисунок 1. Эволюция теории управления человеческим капиталом в бизнесе
Источник: [9, c. 68-69].
В современной практике управления человеческими ресурсами бизнеса выделяются три основных подхода к управлению данным объектом:
– ресурсный – направлен на глубокое исследование экономических аспектов выявления интеллектуального капитала;
− конкурентный – направлен на глубокое исследование технических аспектов выявления интеллектуального капитала в процессе формирования мер защиты от недобросовестной конкуренции (производство убийц брендов, товаров-репликаций);
− агентский – ориентирован на изучение межфирменных аспектов проявления интеллектуального капитала в процессах управления PR, MR, GR-проектами, а также механизмом научно-технического сотрудничества бизнесов, реализации инвестиционной политики в части финансирования R&D и венчурных проектов [6; 10; 13].
Сущностные и функциональные характеристики категории «интеллектуальный капитал» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные подходы к структурно-функциональной декомпозиции категории «человеческий капитал»
Подход
|
Содержание, функциональная
характеристика
|
1. Ресурсный подход
|
Квинтэссенция. Человеческий
капитал – исключительный экономический ресурс, возникающий путем
финансирования венчурных проектов и создания благоприятных условий для продуцирования идей и решений интеллектуальным капиталом предприятия. Функции: получение прибыли выше среднеотраслевого уровня, повышение инвестиционной привлекательности, либеральная коммерциализация НМА, интеллектуали-зация труда персонала, тиражирование управленческих практик |
2. Конкурентный подход
|
Квинтэссенция. Человеческий
капитал – исключительный инструмент конкурирования. Функции:
лоббирование частных интересов производителя и получение рыночной
власти, введение нетарифных барьеров защиты отрасли
|
3. Агентский
|
Содержание. Человеческий
капитал используется в процессах управления PR-, MR-, GR-проектами,
а также механизмом научно-технического сотрудничества бизне-сов,
реализации инвестиционной политики в части финан-сирования R&D
и венчурных проектов.
Функции: педалирование участия бизнеса в крупных государственных программах инновационного развития, формирование технологических альянсов и рыночных союзов для защиты собственных рыночных зон и сфер |
Переходя к вопросу изучения моделей управления человеческим капиталом, отметим тот факт, что в настоящее время в России не сложилось единой практики организации управления интеллектуальными активами, что сопряжено с крайне низкой долей их участия в бизнес-цепочках генерации добавленной стоимости. Сегодня наиболее активно применяется синтез парадигм VBM-менеджмента и национальных особенностей управления, связанных с прямым и косвенным недоверием вертикали управления к неосязаемым объектам (рис. 2).
Рисунок 2. Типология форматов VBM-менеджмента человеческим капиталом бизнеса в РФ
Источник: [4, c. 131].
В компаниях стран Азии, напротив, практикуется управление человечески капиталом с помощью архетипов (разработаны Э. Нили, К. Адамсом, М. Кеннерли) – устойчивых форм коллаборации отдельных элементов в рамках единого бизнес-пространства с целью достижения синергетического эффекта в творчестве (рис. 3).
Рисунок 3. Управление человеческим капиталом с помощью архетипов
Источник: [15, c. 49].
Рассмотрим более подробно структурно-функциональное содержание отдельных архетипов – зон технологического потенциала (табл. 2).
Таблица 2
Структурно-функциональное содержание отдельных архетипов управления человеческим капиталом
Архетипы управления
|
Содержание
|
1. Архетип «Эффектив-ность»
|
Проводится оценка качественного роста
интеллектуального потенциала с учетом стадии жизненного цикла бизнеса.
Проводятся защитные мероприятия против промышленного шпионажа, а также
ведется маркетинговая разведка, разрабатываются и тестируются нетарифные
барьеры защиты прав на НМА и ОИС
|
2. Инженерный архетип
|
Разработка проектного концепта
формирования стратегии технологического потенциала, оценка интеллектуального
капитала бизнеса; анализ портфеля НМА и ОИС, организация поддержки
государственных регуляторов и стейкхолдеров технологического развития
|
3.Потребительский архе-тип
|
Ориентируется на реинжиниринг
бизнес-модели взаимодействия бизнеса и консьюмера, ведет поиск новых способов
доставки продуктов или сервисов
|
4. Научный архетип
|
Ориентирован на создание комфортных
условий для генерации коммерчески перспективных идей, отвечает за инфраструктуру
венчурных и R&D-проектов бизнеса, а также контроль
за целевым использованием финансирования на цели проектов
|
В заключение рассмотрим особенности развития управления человеческим капиталом в РФ и странах азиатского региона (табл. 3).
Таблица 3
Особенности развития управления человеческим капиталом в РФ и странах азиатского региона
Развитие управления человеческим
капиталом в РФ
|
Развитие управления человеческим
капиталом в странах Азии
|
1. Активизация создания
бизнес-инкубаторов и формирование института бизнес-ангелов позволяет
акцентировать внимание к поиску творчески перспективных кадров на государственном
уровне. За 2019–2020 гг. в РФ было создано 258 образований для поддержки
интеллектуально перспективных кадров, в т.ч. на базе бизнеса – 84
|
1. Агрессивная маркетинговая разведка
и head-hunting персонала
у конкурирующих компаний. Промышленный шпионаж, переманивание ценных
кадров
|
2. Предоставление частному бизнесу
инициативы поиска, подготовки и управления кадровым развитием особо
ценных специалистов
|
2. Создание пакетных программ
привлече-ния ценных специалистов, финансируемых на государственном
уровне (например программа Японии «Открытые границы», «20+Target»), которые
позволяют осуществить релокацию нужных специалистов максимально быстро
|
3. Развитие контактов с крупнейшими
рекрутинговыми агентствами мира с целью обмена специалистами
|
3. Создание при крупных корпорациях
специальных школ-лабораторий по подготовке узкопрофильных специалистов
для целей компаний-заказчиков
|
4. Активизация использования
профессиональных социальных сетей (LinkedIn)
|
|
Заключение. Постиндустриальная стадия развития человечества ознаменовала обращение внимания к человеку как генератору уникальных интеллектуальных продуктов. Никогда ранее не уделялось такое внимание коммерциализации мышления индивида, как сегодня. Фактически в основу прогресса человечества на постиндустриальной стадии заложен постулат всемерного доминирования интеллектуального ресурса как первичного звена цепочки создания экономической ценности продукта или услуги. Особенность управления человеческим капиталом состоит в том, что оно должно охватывать все формы передачи знаний, присутствующих в организации.
References:
Abramov E.G. (2010). Otsenka i upravlenie formirovaniem intellektualnyh aktivov naukoemkikh organizatsiy [Assessment and management of intellectual assets in the knowledge-intensive organizations] Moscow: Kreativnaya ekonomika. (in Russian).
Baranov V.V., Zaytsev A.V. (2016). Strategicheskoe upravlenie intellektualnym kapitalom vysokotekhnologichnogo predpriyatiya [Strategic management of intellectual capital of high-tech enterprise]. Creative economy. (12(36)). 72-86. (in Russian).
Bayburina E.R., Ivashkovskaya I.V. (2017). Rol intellektualnogo kapitala v sozdanii stoimosti krupnyh rossiyskikh kompaniy: opyt empiricheskogo issledovaniya [The role of intellectual capital in creating the value of large Russian companies: the experience of empirical research]. The Bulletin of the Financial Academy. (4). 35-42. (in Russian).
Bezrukova T.L., Chugunova E.V. (2014). Struktura intellektualnogo kapitala v innovatsionnyh organizatsiyakh [Structure of intellectual capital in innovative organizations]. Lesotekhnicheskiy zhurnal. (4(4)). 130-134. (in Russian).
Bukhvalov A.V., Katkalo V.S. (2001). Novye tendentsii v kontseptualizatsii strategicheskogo upravleniya innovatsiyami [New trends in the conceptualization of strategic innovation management]. Russian Management Journal. 2 (4). 59-66. (in Russian).
Bykova A.A., Molodchik M.A. (2016). Vliyanie intellektualnogo kapitala na rezultaty deyatelnosti kompanii [The impact of intellectual capital on the company's performance]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Menedzhment. (1). 27-55. (in Russian).
Chang S.L. (2007). Valuing Intellectual Capital and Firms’ Performance: Modifying Value Added Intellectual Coefficient (VAICTM) in Taiwan IT industry San Francisco: Golden Gate University.
Dudin M.N., Ljasnikov N.V., Omelchenko E.V., Shirokovskih S.A. (2013). Methodological approaches to classification of innovation potential in the context of steady development of entrepreneurial structures World Applied Sciences Journal. 27 (13A). 563-566. doi: 10.5829/idosi.wasj.2013.27.elelc.116 .
Edvinson L. (2014). Navigatsiya v ekonomike, osnovannaya na znaniyakh [Navigation in the knowledge based economy] M.: INFRA-M. (in Russian).
Melnikov O.N., Abramov E.G. (2006). Pochemu samye vazhnye aktivy sovremennyh predpriyatiy do sikh por ostayutsya neuchtennymi? [Why do the most important assets of modern enterprises still remain unaccounted for?]. Russian Journal of Entrepreneurship. (6). 55-59. (in Russian).
Norton D., Kaplan P. (2010). Sbalansirovannaya sistema pokazateley. Ot strategii k deystviyu [A balanced scorecard. From strategy to action] M.: Olimp-Biznes. (in Russian).
Ruus Y., Payk S., Fernstrem L. (2014). Intellektualnyy kapital. Praktika upravleniya [Intellectual capital. Management practices] Saint Petersburg: Vysshaya shkola menedzhmenta. (in Russian).
Styuart T.A. (2012). Intellektualnyy kapital. Novyy istochnik bogatstva organizatsiy [Intellectual capital. A new source of wealth for organizations] M.: Pokolenie. (in Russian).
Voronin V.B. (2017). Intellektualnyy kapital: kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti biznesa i investitsii v budushchee [Intellectual capital as a factor of increasing business competitiveness and investing in the future]. The young scientist. 1 (4). 142-145. (in Russian).
Страница обновлена: 12.04.2025 в 00:00:04